Этапы финансирования
01
02
03
04
05
01. Генерация идей

Создатель стартапа – это и есть тот самый генератор идей, без которого невозможна реализация задуманного. Именно он является полноправным и единственным владельцем 100% компании. Однако рано или поздно любой бизнес нуждается в расширении инфраструктуры, появлении дополнительного ассортимента, обрастает конкуренцией, что требует регулярного мониторинга ситуации на рынке, расширения штата работников, привлечения новых инструментов продвижения.

Поэтому создатель идеи уже на первых порах должен подумать о том, кому он может довериться, и кто способен стать надежным соучредителем будущего бизнеса.

02. Привлечение и первичное финансирование

IPO-проекты требуют крупных инвестиций, одновременно отличаясь высокой рентабельностью. Это означает одно – самостоятельно реализовать идею не получится.

Однако и тут есть свои риски, ведь любые инвестиции во что-то новое могут прогореть, сам проект окажется малорентабельным, а создатель стартапа окажется зависимым от всех тех, кто сможет поднять идею с колен и довести до презентабельного вида будущим бизнес-ангелам и инвесторам.

Альтернатив тут немного – либо обращаться в кредитные учреждения, либо создать команду, готовую работать на правах соучредителей. В последнем случае возникнет вопрос – на какую долю бизнеса они могут претендовать? Можно долго торговаться с самим собой, однако самый идеальный вариант – поделить бизнес пополам с тем, чтобы авансом избежать любых рисков.

Определившись с кругом соучредителей, далее необходимо создать компанию, зарегистрировать ее в налоговых органах, прописать долю всех участников в Уставе, не забыв оставить 20% на штат персонала, грамотно распределить все роли.

03. Привлечение потенциальных инвесторов

Итак, компания открыта, работа ведется полным ходом, бизнес требует расширения инфраструктуры, мощных вложений в рекламу, получения серьезной финансовой поддержки, но до этапа венчурных инвестиций и выхода на IPO еще очень далеко!

Какие же есть альтернативы у основателя компании и соучредителей?

С одной стороны, на помощь могут прийти бизнес-инкубаторы, способные за разумные 5-10% от общей доли акций проинвестировать проект и обеспечить грамотными специалистами с богатым опытом реализации аналогичных идей на практике.

С другой стороны, можно обратиться к частным инвесторам или к бизнес-ангелам, однако их аппетиты будут существенно выше, но и объем финансирования также вырастет.

На практике это означает одно – бизнес потихоньку выходит из-под контроля, но все равно требует дополнительного финансирования, поэтому далее начинается этап венчурных инвестиций!

04. Инвестиции от венчурных фондов

Данный этап целесообразен, когда проект уже реализован, монетизируется, имеет устойчивую целевую аудиторию и требует не менее $0,5 млн. для дальнейшего развития.

Ключевой риск – дальнейшая потеря контроля над бизнесом, ведь его оценочная стоимость снова вырастет, а аппетиты венчурного инвестора составят примерно треть от общей доли компании!

Дальнейший сценарий может развиваться по-разному. Самый плохой вариант – отсутствие интереса со стороны венчурных инвесторов, что неминуемо приведет к необходимости ухода с рынка.

Самые перспективные сценарии:

1. Компанию может поглотить более крупный игрок рынка;

2. При наличии достаточной капитализации компания может выйти на IPO, что и является достойным финалом.

05. Привлечение и первичное финансирование

Грамотно реализованный IPO-проект – это настоящая «золотая жила».

Очевидно, без качественной поддержки создателю стартапа уже не обойтись – нужна мощная команда. Например, продвижением проектов на этапе IPO занимаются такие авторитетные компании как Goldman Sachs и Morgan Stanley, получая примерно 7% от всех привлеченных средств, объемы которых на практике поражают.

И это неудивительно, ведь этап IPO – это возможность получить финансовую поддержку уже завоевавшего популярность проекта от миллионов инвесторов со всего мира, продавая собственные акции на фондовых рынках.

При этом необходимость наличия доказательной базы рентабельности бизнеса уже отсутствует.

По результатам IPO каждый из участников проекта может принять решение – продолжать наращивать собственный капитал или же разместить свои акции на продажу, получив прибыль, в разы превышающую изначальные вложения.

Таким образом, мы утверждаем, что у стартапов есть необходимый потенциал для выхода на IPO с минимальными рисками, однако следует помнить про принцип справедливости и о взаимном уважении.

Это ключевые составляющие успеха, с которыми IPO для стартапов становится не заветной мечтой, а очевидной реальностью!